29 март 2017, Среда, 20:03

взятка декларация Нацполиция Перестрелка в Княжичах происшествия прокуратура СБУ

Как российский капитал заходит в украинские гавани

9 января 2017г.
0
image

Андрей Старостин, для «Резонанса»

Успешно обойдя утвержденный минувшим летом украинский санкционный список, российская алюминиевая монополия «Русал» озаботилась монополизмом на стороне - взялась добиваться демонополизации украинских государственных портовых и навигационных услуг.

Второй после телефонной сети «МТС» российский инвестор в Украине, «Николаевский глиноземный завод (НГЗ)», предпринял усилия для установления контроля российского и офшорного капитала над безопасностью мореплавания в территориальных водах Украины.

Как известно, вопросы безопасности мореплавания регулируются международными конвенциями и имеют стратегическое значение для интеграции экономики Украины в европейскую и мировую экономическую систему. Как и в подавляющем большинстве других стран, в Украине проводка судов в порты является естественной государственной монополией. По нормам конвенций, принятым под эгидой ООН, за выполнение международного законодательства в сфере безопасности мореплавания отвечает прибрежное государство.

В свое время государство создало госпредприятие «Дельта Лоцман», в котором на сегодня сосредоточено 100% всего украинского лоцманского состава. По нормам Кодекса торгового мореплавания Украины, лоцманская организация отвечает за возможные аварии с судами, возникшие по вине лоцмана, в размере 10% от суммы годового лоцманского сбора.

Первым в современной истории Украины частным морским портом является Днепро-Бугский морской порт (ДБМП), принадлежащий НГЗ, который специализируется на приеме бокситов в объеме до 6 млн тонн, как сырье для его переработки на мощностях НГЗ в глинозем, полуфабрикат алюминия. Глинозем Украина много лет уже не потребляет, поскольку единственный завод первичного литья алюминия, «Залк», де-факто уничтожен российскими инвесторами, поэтому, весь глинозем с ДБМП далее идет только в РФ. Бенефициарными собственниками НГЗ и стивидорной части украинского порта ДБМП являются кипрские «компании ЕС», а точнее, офшоры корпорации «Русский Алюминий (Русал)» и ее владельца Олега Дерипаски.

Пользуясь полной некомпетентностью большинства киевских политиков в вопросах цветной металлургии, владельцам «Русал» пока что удается раздувать миф о своей «незаменимости» для украинской экономики, и избегать санкций. В результате, из-за явного воздействия коррупции, санкции против Дерипаски украинским властям удалось ввести только на втором году российской агрессии против нашей страны. И то, операции компании ограничили частично. Решением СНБОУ от 16 сентября 2016 года и указом президента Украины №467/2016. Санкции коснулись непосредственно Объединенной компании (ОК) «Российский алюминий» («РусАл») и связанного офшора Judson Trading Ltd, Кипр.

Отметим отдельно, что в стране работают десятки офшоров и несколько дочек «РусАл». Несмотря на это, аффилированных компаний российской алюминиевой монополии нынешняя волна украинских санкций не коснулись. Они продолжают в Украине спокойно работать. В структуре санкций против двух компаний - блокирование активов, ограничение имущественных прав, торговых операций, остановка экономических и финобязательств, запрет вывоза капитала, госзакупки отдельных товаров и услуг, частичный запрет на сделки с ценными бумагами, и запрет НБУ на ряд платежей. Но конкретных данных о применении санкций все еще нет. Почему? Из-за неразберихи в Киеве, которую Дерипаска пытается использовать. На момент ввода украинских санкций «Русал» подал на Украину в Международный Арбитраж совсем по другому поводу, потребовав у нашего государства вернуть ему деньги за отобранный из-за невыполнения им приватизационных обязательств запорожский завод «Залк». После этого иска, получилась очень любимая многими в Москве «многоходовочка» - пока будет идти спор между Украиной и Дерипаской за компенсацию, большинство его компаний будут продолжать спокойно работать на украинском рынке алюминияи глинозема. И попутно, -  возьмутся за «реформы и дерегуляцию», точнее, за приватизацию сначала лоцманских услуг, а затем, и некоторых ключевых украинских портовых гаваней.

Такая стратегия ныне идет полным ходом. Успешно увильнув от украинских санкций, российская алюминиевая монополия решила на этой тактической победе не останавливаться - с ее подачи, в Украине началась широкая кампания за ликвидацию государственной монополии на лоцманские услуги в портах. Так сказать, чтобы в Киеве если не одумались, то хотя бы испугались. Если эта затея увенчается успехом – украинское государство потеряет контроль над безопасностью судоходства. А любая регуляторное вмешательство в эту отрасль будет тут же объявляться «вмешательством в частную жизнь и предпринимательскую деятельность» оперирующих в Украине «российско-кипрских компаний».

Для реализации этой затеи в конце прошлого года в Николаеве по инициативе ДБМП было проведена соответствующая работа с лоцманским составом местного филиала «Дельта Лоцман». На совещании лоцманам было выдвинуто предложение перейти на двойную оплату и на первом этапе начать работать по совмещению в частных структурах и затем полностью перейти в их состав.

Аналогичная ситуации происходит в порту «Южный», где инициатором нововведений выступает фирма «Навир Сервис», которая заключила с госпредприятием «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) контракт о подготовке частных лоцманов на базе тренажерного центра государственной лоцманской организации «Дельты Лоцман» (филиал АМПУ). За этими и другими попытками скрытой приватизации государственной лоцманской монополии не трудно заметить вполне прозаическую цель: освоить многомиллионный государственный рынок, и попутно решить другие задачи в интересах страны-агрессора.

Любопытно, что компания «Навир Серис» - дочка буксирной компании из Новороссийска предоставляет буксирные услуги на подходах к терминалам ООО «Трансинвестсервис». Эта же компания предоставляет буксирные услуги и на акватории ДБМП с помощью буксиров: «Топаз Н» и «Даймонд Н».

По сути российские компании вплотную занялись «дерегуляцией» и реформой украинской лоцманской отрасли. Российская пресса, после такого рода реформ, получит очередной повод разглагольствовать о несостоятельности Украины, как государства.

А повод для такой пропаганды со стороны РФ уже есть. В конце 2016 г. Минифраструктуры Украины озаботилось идеологией и задачами назревающей реформы лоцманской службы, чтобы определится, есть ли целесообразность сохранения государственной естественной монополии в таком прибыльном секторе экономики, как навигационное обслуживание судов в украинских портах. Но бюрократические механизмы вещь неповоротливая не только в Украине, но и в множестве других стран - как бы не оказалось так, что к тому моменту, когда правительство Владимира Гройсмана определится с дерегуляцией в этой сфере деятельности, большинство украинских лоцманов могут бесповоротно оказаться в штате частных компаний с российским или оффшорным капиталом.

Для того чтобы этих негативных последствий во время проведения дерегуляции лоцманской отрасли не было, украинским ведомствам стоит разобраться с целями главных инициаторов назревающей лоцманской реформы. Уж больно четко за ними просматривается тень российской алюминиевой монополии «Русал», которая на втором году войны все же дождалась украинских санкций. В этой связи, Фонд Госимущества Украины может вспомнить о многочисленных нарушениях приватизационных обязательств «незаменимыми» владельцами николаевского портово-промышленного комплекса. Жителям Николаева в таком случае останется лишь подсчитывать, что было бы, если в 90-е гг к УНГЗ и ДБМП закрепился другой иностранный инвестор. Тогда альтернативой Дерипаске были бы компании Великобритании, которые распоряжались алюминиевым заводом в Азербайджане. Или компании Греции, которые до сравнительно недавних пор удерживали первенство по выплавке алюминия в ЕС.

Очень вероятно, что при таких альтернативных инвесторах Киеву придется отражать экономические диверсии россиян, и защищать лоцманскую государственную монополию от ползучей приватизации. Защищаться, и при этом, нести ответственность перед мировым сообществом за безопасность судов, в том числе их экипажей и пассажиров, а также грузов, в водах Украины.

16473056_1284180388327699_5636815991953842930_n
Андрей Старостин Журналист